JM Joomads - шаблон joomla Новости
Это интересно

Это интересно

Подкатегории

Законодательство Республики Абхазия

Законодательство Республики Абхазия

В данном разделе Вы найдете такие законодательные акты как:

  • О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
  • РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 
  • О гражданстве Республики Абхазия
  • Таможенный Кодекс Республики Абхазия
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА 
  • ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА
  • НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ
  • РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Просмотр материалов ...
История Абхазии

История Абхазии

Здесь вы можете ознакомиться с историей Абхазии с древнейших времени и по настоящее время; с ее традициями, выдающимися деятелями страны и культуры. А также познакомиться с ее легендами, мифами и рассказами очевидцев.  

Просмотр материалов ...
Пресса

Пресса

Россиянам разрешат покупать недвижимость в Абхазии


Законопроект затрагивает только первичное жилье. Еще рано делать какие-либо прогнозы относительно ценовой политики, считают эксперты, однако подорожание на рынке жилья неминуемо

Жилые дома в Сухуми.
Жилые дома в Сухуми. Фото: ИТАР-ТАСС

Граждане России смогут легально покупать недвижимость в Абхазии. Парламент Республики собирается принять соответствующий закон, сообщает газета «Коммерсантъ». Речь идет только о новостройках, хотя возможно будет выделена небольшая квота на вторичном жилье, рассказали изданию местные депутаты.

Проблема в том, что новое жилье в Абхазии только начали строить, пока его нет, а вот вторичное жилье вряд ли достанется обычным гражданам, считает генеральный директор агентства недвижимости «Страна души» Руслан Цишба.

Руслан Цишбагендиректор агентства «Страна души»«Первичного жилья, по сути, еще нет. Оно находится в строящемся состоянии, строится в Пицунде, строится в Гаграх, строится в Гудауте. В основном, строится это частными компаниями с российским капиталом. Потому вот сейчас определить ценовую политику, которая будет очень сложно. Насчет закона, это будет касаться первичного жилья. Вторичка как была закрыта, так и будет. Квота есть, но она настолько маленькая, что в принципе, ее рассматривать не надо, потому что она все равно будет выделена своим. Прежде всего, это будут какие-то крупные инвесторы, кому будет она выделена. Может быть, даже возможность купить дачу бывшим чиновникам, нынешним чиновникам российским, все это возможно, но простому люду вряд ли будет квота дана, потому что такая тенденция есть, что многие приезжают в Абхазию для того, чтобы купить и перепродать. Не жить, так сказать, не работать на земле, даже не приезжать на выходные. В основном это перепродажа, потому что цены постоянно растут».

Пока по закону нерезиденты Абхазии не могут покупать жилье. Ограничения были введены в 1995 году после гражданской войны. Власти республики приняли эти меры, чтобы избежать спекуляций с брошенным жильем, которое перепродавалось в основном россиянам.

Однако покупатели недвижимости все эти годы успешно обходили это ограничение, поэтому цены на квартиры и дома росли. Теперь стоит ждать, что они еще подорожают, считает независимый эксперт по недвижимости Дмитрий Зырянов.

Дмитрий Зыряновэксперт по недвижимости«Строится там сейчас мало, потому что пока нет государственных полномочий и разрешительных документаций по оформлению этого жилья. Но как только они закон примут, я думаю, что это будет бум определенный. Природа там очень красивая, экология чистая, практически нет промышленных предприятий — это большой плюс. Однокомнатная квартира где-то порядка 1,5-2 млн рублей, «двушки» — 2-2,2 млн. Но все зависит еще от места расположения, от удаленности от моря, и как только примут закон, я думаю, что они не просто поползут, они будут очень быстро ползти, можно сказать взлетят. Если сравнить с курортом Сочи, то там однокомнатные квартиры стоят в районе 4-5 млн рублей. Этот закон, на самом деле, уже очень давно люди ждут, потому что очень много граждан РФ купили там жилье, но, к сожалению, пока официально они оформить его не могут. Они могут оформить либо на своих близких друзей в Абхазии, то есть на граждан республики Абхазия, либо они могут оформить ее на совместное предприятие. Как только сейчас разрешат официально российским гражданам, и вообще иностранным гражданам покупать недвижимость в Абхазии, цены, конечно, поползут вверх однозначно, причем очень серьезно».

Эксперты отмечают, что самым дорогим районом Абхазии являются Гагры — квартиры там стоят от 1,5 миллиона рублей, дома — от 3 миллионов. Самый дешевый район — Гудаутский, там можно найти однокомнатную квартиру от 800 тысяч рублей.

24 августа в Абхазии должны состояться внеочередные президентские выборы. Почти все кандидаты высказывались за доступ россиян к рынку жилья.

https://www.bfm.ru/news/269969

Просмотр материалов ...
Интересное и полезное

Интересное и полезное

В данном разделе Вы найдете познавательную для себя информацию и возможно что-то новое, как себя вести туристу, немного и жизни в Абхазии, и многое другое.

Просмотр материалов ...
Легенды Абхазии

Легенды Абхазии

О происхождении Абхазии

Когда Бог делил земли, он раздавал их множеству национальностей, среди них не было только абхазов. Бог очень обиделся и не оставил им земли. Когда пришел абхаз, извиняясь и рассказывая историю своего опоздания, которая заключалась в том, что в тот момент абхаз принимал гостей и не мог оставить их без должного внимания. Выслушав его, Бог отдал абхазам свой кусочек земли, наказав, чтобы они оставались таким же гостеприимным, миролюбивым, чтящим свои обычаи народом.
Райский уголок Абхазия хранит в душе - это предсказание и по сей день, а абхазцы по-прежнему всем сердцем любят гостей.
Откуда произошел народ Апсны

Откуда пришли они, никто уже не помнит, разве что самые древние старики... Даным-давно, в незапамятные времена, жили абхазы в далеком краю Мысыр - теперь его называют Египет. Там жили люди белые, а рядом, в Абассии,- черные. Были у них свои цари, и долгое время пребывали они в мире. А чтобы мир тот был прочен и нерушим, отдавали они своих сыновей на воспитание друг другу. У белых людей во дворце рос наследник черного царя, а у черных - наследник царя абхазского.
Однажды отлучился абхазский царь из своей столицы: призвали его дела на самый край царства, к горькому морю. И случилась без него беда. Черный царевич играл в саду со своими сверстниками. Ненароком толкнули его, упал он в куст роз па острые шипы и выколол себе глаза. Ослеп черный царевич!
В страхе собрался народ, стали думать, судить да рядить. Как сказать своему царю о беде, когда он вернется? Что будет, когда черный царь узнает о страшном несчастье, постигшем сына? Страшились абхазы за свою судьбу, ибо знали: жесток у черных людей закон - око за око, зуб за зуб. И боялись они не зря.
Узнал черный царь, что сын его ослеп, и повелел ослепить абхазского царевича. И началась война. Черных воинов было, что саранчи в пустыне, абхазских же совсем мало. Храбро бились они, лучших бойцов теряли, но не могли остановить врага. Вот уже царь и все люди царского рода погибли. Вот уже совсем не осталось абхазов. И тогда обратился к народу мудрый столетний старик. - Люди! - сказал он.- Приснился мне вещий сон. Будто стоим мы все тут и ждем чего-то. А с юга, с высокой горы, низвергается черный потоп. Многих большая вода захлестнула, многие утонули. Тогда вдруг явилась мне покойная бабушка Хапашава. Протянула, нам свой платок и повела за собой на север. Кто пошел за ней - спасся, кто остался - погиб. Слушайте, люди! Надо бежать на север!

Собрались абхазы и пошли па север - через пустыни безводные и горы бесплодные. Шли день и ночь, устали, проголодались, истомились от жажды. И вот остановились они у подножия гор, сплошь покрытых лесами.
Ночью разбудил абхазов далекий грохот. Заволновались люди. Начали спрашивать друг друга: "Кто это гонится за нами с юга? Какой еще ждать беды?"
И тогда неведомо откуда из ночной темноты вышла дряхлая, седая старушка, точь-в-точь покойная бабушка Хапашава. Вздохнула она тяжело и промолвила: Гонится за вами пророк черных людей Хазаратаалы. Мчится он на колеснице, запряженной арашем Дулдулом. А видом этот араш подобен жирафу, но голова у него ослиная, а копыта железные. Скоро он будет здесь, и вам от него не уйти. Всех потопчет свирепый араш Дулдул! Заплакали люди, заметались от горя. И тогда сказала им старушка: - Утрите слезы, есть еще надежда. Дайте мне сито, муки самой белой и соли!
Принесли ей все, что она просила. Просеяла старушка муку и соль, замесила круто и испекла на углях большой плоский хлеб.
Заклубилась пыль с юга, налетел из пустыни пророк Хазаратаалы па своей колеснице. Страшен был его конь-араш Дулдул! Искры летели из-под его железных копыт.
Но тут вышла вперед старушка и положила перед Дулдулом абхазский хлеб с солью - апсуа рчеп-жика. И остановился перед ним араш Дулдул как вкопанный.
Не мог понять Хазаратаалы, почему не скачет Дулдул на врагов, почему не топчет их железными копытами. Замахал мечом, закричал, начал понукать араша. А Дулдул ни с места. Тогда соскочил пророк Хазаратаалы с колесницы и увидел перед собой апсуа рчен-жика. По законам предков не мог он переступить через хлеб-соль и вложил меч в ножны.
Долго уговаривал Хазаратаалы абхазов покориться и вернуться в Мысыр, обещал им пощаду, если заплатят выкуп за кровь. Но ответили ему абхазы:
- Мы выкуп свой кровью уже заплатили и назад не вернемся.
Повернулся тогда Хазаратаалы к беглецам спиной и ускакал на своем араше в пустыню.
А люди пошли дальше на север. Добрались они до высоких гор, дошли до большой Лыхненской поляны, окруженной дремучим лесом. И тут остановились.
От этих людей и ведут счет своим поколениям нынешние абхазы. Но не все беглецы остались здесь, другие двинулись дальше и осели на реке Кубани, от них пошли абазины.
Так ли это было или не так - никто не знает, только до сих пор чтят люди Апсны священный закон хлеба-соли. И не преступают его никогда.
Легенда о Девичьих и Мужских слезах

А когда-то, очень давно, не было здесь ни дороги, ни абхазского села Бзыбь, ни водопада. Стоял на этом месте один-единственный дом. И жила в нем семья пастухов. И была у стариков дочь - молодая красивая девушка. Имя ее сейчас забылось. Пасла эта девушка коз и часто уходила с ними высоко в горы. Там она и приглянулась горному духу, и они полюбили друг друга. Узнала об этом злая ревнивая волшебница, крикнула так, что ходуном заходили горы, закипели реки и с корнем вырвались многовековые деревья.
- Нельзя допустить, чтобы любила смертная бессмертного духа. Не бывать тому, пока хозяйкой здесь я!
И решила злая волшебница погубить молодую девушку, ибо бессильна была она бороться с горным духом. Стерегла волшебница девушку денно и нощно. И выследила ее однажды, когда пришла девушка со стадом к краю обрыва. Схватила волшебница девушку, подняла высоко ее над горными хребтами:
- Брошу тебя вниз на скалы, будешь ты добычей хищных птиц, если не откажешься от любви своей к горному духу.
Взмолилась девушка и стала звать друга своего, но он был тогда далеко от этих мест - парил высоко над другим отрогом Кавказских гор - и не услышал призывов своей возлюбленной.
Тогда стала просить девушка волшебницу пощадить ее любовь. Но неумолима была волшебница. Она была уже готова бросить девушку на острые скалы, как вдруг брызнули слезы любви из глаз красавицы, и зазвенел ее голос по ущельям и кручам:
- Пусть я умру, но отольются тебе мои слезы.
И тысячу лет, и две будут литься они с горного уступа. И не будет тебе покоя вовек - за погубленную любовь человеческую.
С тех пор и льются водопадом девичьи слезы.
Водопад "Девичьи слезы" находится в начале дороги на озеро Рица, на правом берегу реки Бзыбь. Он образован талыми водами с альпийских лугов, фильтрующимися сквозь толщу известняковых скал. Эти струи и образуют рядом с шоссе прозрачную, искрящуюся на солнце водяную решетку.

А возлюбленный девушки, охотясь в это время в горах, вдруг почувствовал в сердце боль. Понял он, что какое-то несчастье грозит его любимой и что он не может ей помочь... Скупые слезы воина упали на камень...
И вот, словно подтверждая древнюю легенду, дальше через несколько километров, за Голубым озером, до которого еще предстоит доехать, сочатся из камня редкие, скупые слезы...
История "Голубого озера"

Прекрасная Дзыдзлан - владычица вод. Живет она в богатых чертогах глубоко под водой. Ее красивые золотистые волосы волнами спускаются до пят, причем пятки у нее спереди, а ступни сзади - никто не может повалить ее на спину. Есть у Дзыдзлан волшебное зеркало, в котором отражается все, что происходит на свете,- все видит, обо всем знает красавица! Влюбляется она только в самых красивых мужчин, заманивает их к себе, а затем отпускает с богатыми подарками.
Жил-был на свете один очень ленивый пастух, к тому же очень уродливый. Пас он стадо на склонах горы Мамдзышха. И прослышал лентяй, что где-то в этих местах живет красавица Дзыдзлан. Очень ему захотелось ее увидеть и чтобы она полюбила его. И так как лентяй полагал, что необычайно хорош собой, то часто стал уединяться на одной зеленой лужайке на берегу прозрачного ручейка, вытекавшего из пещеры недалеко от реки Бзыбь. Здесь в тени самшита он засыпал, надеясь, что во сне Дзыдзлан придет к нему скорее.
Красавица действительно узнала, что на поляне бывает какой-то мужчина. Любопытство взяло верх, она решила пойти посмотреть, кто это так добивается ее внимания. Но когда Дзыдзлан подошла к спящему и увидела его уродство, она рассвирепела, схватила сонного лентяя и швырнула на землю.
Удар был настолько сильным, что потолок находившейся под лужайкой пещеры не выдержал и рухнул. И образовалось здесь со временем большое озеро, которое было названо Голубым за его особенный цвет.
* * * Голубое озеро, по-абхазски — Адзиасицва, о котором идет речь в легенде, находится на тринадцатом километре дороги к озеру Рида, на правом берегу реки Бзыбь. У самой обочины, словно в оправе из грубых горных камней, застыл сияющий сапфир.Озеро карстового происхождения, из-под скалы сбоку вырывается шумный поток. Оно невелико: площадь его всего лишь 180 квадратных метров, но глубина доходит до 76 м. Сапфир — это почти точное сравнение. Озеро голубое, удивительно яркого цвета, который не блекнет и не темнеет даже в самую ненастную погоду. Как утверждают специалисты, дно озера покрыто отложениями минерала лазурита, а вода абсолютно прозрачная. Средняя температура воды в озере плюс 7 градусов и только в самые жаркие дни поднимается до плюс 10 градусов. Озеро не замерзает круглый год. Питается Голубое озеро водами подземной реки, начинающейся на склонах высокой горы Ахцых.
Беслетский мост

В далекие времена пришли из-за моря на Абхазскую землю чужестранцы. Они жгли города и угоняли в рабство людей. Казалось, не быть больше священной земле Апсны, погибнет славный народ абхазов. Заполнили чужеземцы все побережье. Только горстка храбрецов-абхазов еще сражалась и совершала набеги на завоевателей с предгорий Кавказа. Они поклялись освободить родную землю. Их решимость вселяла в слабых духом уверенность в победе. Решили храбрецы и примкнувшие к ним воины повергнутых абхазских отрядов напасть на армию завоевателей из глубокого тыла. Но для этого нужно было построить мост через ущелье. А под рукой был только камень с горных круч да песок. И тогда прошел по земле Апсны клич: "Каждый, кому дорога свобода, пусть даст гонцам куриное яйцо". Удивлялся народ, никто из них догадаться не мог, как куриное яйцо сможет принести долгожданное освобождение. За один день и ночь было собрано сорок тысяч яиц. Опытные мастера приготовили замес из песка и яиц, построили за одну ночь мост, а когда прошло еще три дня, горсть храбрецов ударила в тыл завоевателям. Враг был сброшен в море. Обрели земля Апсны и люди этой священной земли долгожданную свободу и радость.
* * * Беслетский арочный мост, сохранившийся с глубокой древности и почти не тронутый временем, находится в 6 км от Сухуми, в начале живописного ущелья, где протекает река Басла (Баслата, Беслетка).
Беслетский мост - единственное древнее абхазское сооружение подобного рода. Он хорошо сохранился до наших дней и по праву считается замечательным произведением строительного искусства средневековой Абхазии. Свод моста, представляющего однопролетную каменную арку длиной 13 м, сложен из квадратных плит известняка. Камни свода обтесаны в форме клиньев и скреплены прочным известковым раствором (как известно, древние строители гасили известь для сооружения в течение трех-пяти лет). Грузоподъемность его и сейчас достигает 8 т. На боковой грани моста на тесаных плитах вырезана надпись древнегрузинскими заглавными буквами асомтаврули, которая гласит: "Христос-владыка, всячески возвеличь в обеих жизнях..." Эта надпись относится по палеографическим признакам к XI-XII вв.
В нижней части левобережного устоя моста сохранилось изображение креста и буквы "Т" ("т" и "у"). В старину здесь проходила важная дорога в горные долины, и мост имел большое военно-стратегическое значение. Возле моста и сейчас виднеются развалины боевых башен, защищавших от нападения противника мост и вход в ущелье.
Существует и другое предание, связанное с пребыванием в Абхазии грузинской царицы Тамар (1184- И213), которая якобы много раз проходила по этому мосту со своей свитой и любовалась живописными окрестностями.
Легендой о сборе яиц по всей Абхазии люди стремились объяснить необычную прочность моста. Как известно, в древности яичный белок действительно добавляли в раствор при кладке. Однако этот мост сооружался без яичного белка, и тем не менее он удивительно прочный и вот уже 800 лет стоит целый и невредимый.

Просмотр материалов ...
Лечение в Абхазии

Лечение в Абхазии

Лечение в Абхазии






Просмотр материалов ...
Абхазия зимой. Отдых в Абхазии зимой

Абхазия зимой. Отдых в Абхазии зимой

 

Просмотр материалов ...
Абхазское гостеприиммство

Абхазское гостеприиммство

Священный закон гостеприимства. Гостеприимство (асасра, асасдкылара), согласно вековым абхазским народным понятиям, - священный закон, обязательный для всех. Человек может обладать всякими добродетелями, но достаточно ему не быть хлебосольным и гостеприимным, чтобы оказаться морально осужденным и в какой-то мере ущербным в своем обществе.
О гостеприимстве абхазов. Абхазское гостеприимство, как выразился известный грузинский историк прошлого столетия Дм. Бакрадзе, носило еще в XIX в. «характер гостеприимства времен Гомера». Г. Рыбинский сообщал в конце XIX в., что на всякого гостя абхаз «смотрит как на божью благодать, ставит на стол все свои достатки и ухаживает за ним с известным церемониалом». «Приветливость и гостеприимство абхазцев вошло в поговорку, - писал в 1944 году А.И. Мостков, проработавший много лет в Абхазии сельским врачом, - и нередко переходит даже меру. Как бы вы ни спешили, вас не отпустят без угощения, которое принимает иногда характер целого пиршества с тостами, речами, и это, конечно, не только по отношению к более или менее почетному гостю. Благодаря удивительному гостеприимству абхазцев, даже бездомные босяки, странствовавшие по шоссе от Сухуми в Новороссийск и обратно, находили довольно радушный прием: абхазцы их кормили и вдоволь им давали вина, не требуя от них за это работы».
Из взаимоотношений гостя и хозяина. Следует отметить, что, согласно вековым понятиям народа, гость не может, разумеется, предложить деньги или какую-нибудь иную плату за прием или услуги. Это значило бы серьезно обидеть хозяина. Можно в любое время остановиться у каждого, но лишь в качестве гостя, и ему подадут все, что есть в доме, сделают все возможное, чтобы он хорошо провел время и спокойно отдохнул, причем помощь соседей сделает незаметным недостаток средств или отсутствие хозяина или хозяйки дома, куда пришли гости. 
Приглашение гостя. Гость может посетить любой дом по приглашению или без него. Что касается первого случая, абхазы чтут обычай приглашения гостей. Если мимо жилища абхаза следуют люди своей дорогой, то он выходит к ним, приветствует их традиционным «Добро пожаловать!» (Бзиала шваабеит!) и просит зайти к нему: «Заверните к нам – будем хозяевами!».
Асасааирта. Для приема гостей в старину строился специальный дом во дворе под названием «асасааирта», то есть «место, куда приходят гости». И теперь гостя принимают в лучшем помещении, специально отведенном для него, сохраняющем свое старое название – асасааирта. Обычно теперь асасааиртой служит зал так называемого «большого дома».
Кто первым должен зайти в дом. Гостя приглашают войти в этот дом. Но кто же должен «идти впереди» (апхьагылара), кому принадлежит право первым переступить порог? Несмотря на то, что обычаем этот вопрос давно решен в пользу старшего хозяина, последний никак не спешит воспользоваться своим правом, вежливо уступая дорогу посетителю. И тут начинаются грозящие затянуться взаимные уговоры и приглашения (унеи-снеи). - Проходи, да приму я на себя твои беды! (Унеи, уххь згеит!), - говорит хозяин. - Как это можно! Ты хозяин, тебе и идти первым! – отвечает тот. В разных вариациях это повторяется несколько раз, и, наконец, глава семьи, а за ним и главный гость, входят в дом. Следующие за ними проделывают то же самое, с учетом близости родства (например, материнская родня пользуется особым почетом, независимо от возраста) и старшинства (еибарпшны), но уже без излишних церемоний. 
Кто первым садится за стол. Гостя усаживают на почетном месте, тогда как сами-хозяева, в том числе иногда даже глава семьи, садятся не сразу – ведь даже патриарх рода будет стараться присесть не раньше, чем это сделает гость, а члены семьи помоложе, несмотря на уговоры посетителя, продолжают стоять. Это стояние перед гостем, как и вставание при появлении каждого взрослого постороннего человека (ахацгылара), считается признаком глубокого уважения к нему.
Вставание при появлении человека как признак глубокого уважения к нему. Согласно абхазским традиционным правилам поведения, не встать, когда заходит человек, значит проявить к нему неуважение и даже в известном смысле оскорбить его. Причем встают как хозяева, так и гости при каждом появлении человека, если даже последний был уже здесь и только что вышел. Когда заходит кто-нибудь из своих молодых людей, старший не обязан вставать. Но если присутствует при этом гость, стоя встретивший появление молодого человека, то и старик приподнимается с места – не столько для молодого, сколько из-за того, что хозяин не должен сидеть, пока не сел гость.
Проявления изысканного приема гостя. Изысканный прием, оказываемый гостю, имеет самые разнообразные проявления. С момента прихода гостя и вплоть до прощальных минут, как бы долго это ни длилось – день, два или больше, - он должен находиться – особенно если речь идет о важном госте из дальних мест (асасдахь) – в центре внимания всего семейного коллектива, а частично также их ближайших родственников и соседей, которые по этому случаю также откладывают в сторону свои дела. Нередко приглашают почетных соседей, чтобы посидели с гостем и развлекали его приятными беседами, оказывая ему почести; тут же с ним находятся и старшие члены семьи. Женщины и молодежь готовят в кухне угощение, причем если в честь гостя режут кур, козла, барана и пр., то это должно быть сделано незаметным для него образом, чтобы он, действуя в свою очередь согласно обычаю, не стал бы уговаривать их не утруждать себя.
Необходимость порядка в доме, в котором остановился гость. В доме, где остановился гость, должен царить порядок: говорят без нервозности, пререканий, стараются ходить потише, не топая ногами. Не допускаются также неуместные шалости и игры молодежи и детей, присутствие которых, как и женщин, там, где находятся старшие, вовсе не обязательно. Лучшее место за столом и просто во время отдыха, лучшая пища, лучшая постель-все это для гостя. Если последний приехал на коне, то он может не беспокоиться о нем – все, что надо, не упустят сделать хозяева: расседлают лошадь, накормят, напоят и отведут на огороженное пастбище, а зимой будут содержать в специальном помещении.
Защита чести и достоинства гостя как главная обязанность хозяина. Одна из главных обязанностей хозяина, принявшего гостя, - это защита его жизни, чести и имущества от посягательств со стороны кого бы то ни было, иногда даже с риском для собственной жизни. Если даже гость, злоупотребляя своими «неограниченными правами», позволяет себе лишнее в некоторых своих словах и действиях, хозяева должны относиться ко всему этому с максимальной снисходительностью и терпеливостью. Но такие случаи весьма редки, и, как правило, отношения гостя и хозяев отличаются взаимным уважением и деликатностью. При этом не принято расспрашивать гостя, откуда и куда он держит путь, каковы цели его путешествия. Такой «допрос» считается неуместным и неделикатным любопытством.
Угощение гостя. Главнейшим элементом ритуала гостеприимства является все-таки угощение, хлеб-соль (ачеиджика). Каждая семья старается приберечь хоть что-нибудь для неожиданных гостей. Так, рачительные хозяйки припрятывают, например, пшеничную муку, сыр, сладости, фрукты, водку в бутылках, зашитых подчас в самодельные сетчатые сумочки, а во дворе гуляют куры, ревниво оберегаемые от родных детишек, которые, может быть, давно уже не имели мяса в своем рационе. От хозяйки не должен отставать и хозяин в сбережении «доли гостя» (асас иху). На нем лежит обязанность подать гостю главное блюдо абхазского стола – мясо и вино. Если вина мало, то в обычные дни домашние его не пьют, если его нет и вовсе, то покупают или занимают у соседа. Козленка или другую скотину также редко режут для себя – сберегают для гостей, а если их нет в хозяйстве, в спешном порядке приобретают где-нибудь на стороне и режут так, чтобы гостям это было незаметно (во избежание мнимого или действительного сопротивления со стороны последних), причем свежеотрубленная голова, которую иногда как бы невзначай показывают гостю, должна убедить в том, что скотина была зарезана специально в его честь. Вполне возможно, что гость совсем не ест мяса. Но это не мешает хозяину быть довольным собой: он, выполнив высшее требование традиционного гостеприимства, уже положил на стол перед гостем лопатку и другие наиболее почетные части убитого животного. Самое лучшее и престижное для обеих сторон, что может сделать абхаз по случаю прибытия к нему важного гостя, это зарезать ему быка. Следует заметить, что иной не в меру щепетильный гость мог не на шутку обидеться, если бы вздумали его угостить мясом животного, зарезанного пусть ив тот же день, но по другому поводу, либо в честь предшествовавшего гостя.
Обряд омовения рук. Застолье у абхазов начинается и кончается обрядом омовения рук, которое является одним из традиционных элементов церемониала гостеприимства. Казалось бы, что может быть проще, но это не совсем так, в чем убеждает нас следующее краткое описание. Кто-нибудь из молодых членов семьи, обычно, дочь или невестка хозяина, берет в одну руку кувшин с водой, а в другой – держит мыло, чистое полотенце перекинуто через плечо (его подает иногда другая девочка), и подходит к гостю. Все встают. Между почетным посетителем и старшим в доме происходит сцена, во время которой они приглашают друг друга совершить омовение первым. «Помой руки, да приму на себя твои беды!» - просит хозяин, на что другой отвечает: «Как можно раньше тебя, ты – хозяин!». Подобные взаимные излияния повторяются неоднократно, и, наконец, хозяин (или другой старейший местный житель), уступая обычаю, начинает омовение. 
Кто где должен сидеть за абхазским столом. Немаловажное значение придается также и тому, кто какое место по праву должен занимать за столом и кто с кем рядом может быть посажен. При этом исходят главным образом из того, что младшие из уважения к старшим не должны садиться с ними рядом, а подальше, на почтительном расстоянии от них. Учитываются, однако, не только возраст, но и родственные отношения. Например, сын не должен сидеть рядом с отцом, зять – с тестем, племянник – с дядей по линии матери и т. д. Старейший из хозяев занимает самое почетное место в «головной» части стола, то есть место, наиболее удаленное от входа в помещение, справа и слева от него – гости, старшие соседи, размещенные по старшинству, а в «хвостовой» части, то есть ближе к двери, располагаются остальные. В былые времена женщины-хозяйки, за исключением представительниц «высшего» сословия, не садились с мужчинами за стол, они ели позже, где-нибудь в незаметном уголке или в другом помещении, довольствуясь остатками трапезы. Но сейчас это положение меняется.
Значение и сила гостеприимства. По верованиям абхазов, даже высшие силы не могли нарушать правил гостеприимства. Выражения: «Ты – гость своего создателя» (Узшаз уисасуп), «Ты гость Бога» (Анцәа уисасуп) показывают, согласно старым понятиям, что даже Бог не в состоянии преступить закона гостеприимства, и он никому не может позволить тронуть того человека, который отдался его покровительству наиболее чтившихся капищ и святилищ. 
В тексте использованы материалы книги проф. Ш.Д.Инал-ипа "Очерки об абхазском этикете". Сухуми 1984 г.

Просмотр материалов ...
Абхазская свадьба

Абхазская свадьба

   Свадьба в Абхазии.

     Традиции и обряды.

 

Чаще всего невесту принято воровать. Жених выбирает надежных друзей и засылает их к дому девушки. Она может даже не знать, кто ее похищает. Был такой случай, что друзья жениха украли невесту. Когда ее "привели" к молодому человеку, оказалось, что это совершенно незнакомая ему девушка. Пришлось ее вновь возвращать родителям. Конечно, они не пришли с извинениями и не передали девушку из рук в руки. 

О краже знала вся деревня, и ее возвращение было равносильно позору. Отец не смог этого перенести и застрелился. Главное правило у абхазцев - украл невесту - женись. Это закон. Иначе девушка будет опозорена навсегда. Очень редко девушка, которую похищали и вернули может выйти замуж.

Итак, невеста похищена, и по прошествии пары дней в дом к жениху приезжает ее отец и братья. Они платят за дочь выкуп: золотые украшения, деньги или дарят хорошую лошадь. Если все пришли к согласию, что свадьбе быть - намечается дата торжества.

Как только молодые решили сыграть свадьбу важным вопросом является приглашение гостей. Тут важно никого не забыть: родственников, соседей, друзей, сослуживцев по работе. Обида может быть навеки, если кого-то из круга семьи забыли пригласить на свадьбу. По обычаю молодожены должны сами объехать гостей и на словах пригласить на торжество. Но так как абхазская свадьба очень многочисленна, порой съезжается более 1000 человек, в последнее время принято рассылать приглашения.

В день свадьбы у входа в дом или у ворот садится человек с тетрадкой в руке. Он вносит в списки каждого гостя и записывает подаренные им подарки. И это нормальное явление. Потому что, если вас пригласит этот человек к себе на торжество, вы должны ему подарить точно такой же подарок. Подарили корову, значит теперь хозяин должен подарить корову. И именно ее, а ни другой подарок. Здесь так принято. Учет идет не только со стороны хозяев, но и гостей. Минимальная цена подарка может быть от тысячи рублей. Но каждый старается превзойти друг друга. Поэтому подарки бывают порой очень дорогостоящими. После подсчета стоимости подарков, сумма может превышать миллион рублей. Это прекрасная возможность для молодых обрести свой, отдельный уголок.

Главное в абхазской свадьбе - отметить ее с размахом. Стол должен быть богатым, вино должно литься рекой, народная музыка и танцы - обязательны. Гуляют мужчины. Женщины могут сидеть за отдельным столом. Тяжело приходится невесте. Она все торжество должна стоят у стола, при этом ей не позволено есть или пить. 

Если гости хотят продолжения веселья, а припасы съедены, здесь в порядке вещей "сброситься" кто сколько может и вновь продолжать веселиться.

А вот регистрироваться молодые не спешат. Может пройти несколько лет после свадьбы, когда молодая семья поставит печать в паспорте.

Просмотр материалов ...
10 абхазских вин

10 абхазских вин

Материал взят с сайта  www.edimdoma.ru

Абхазия — сказочно красивый райский уголок на побережье Черного моря. Благодатные земли и уникальный климат подарили нам великолепные вина Абхазии, которые ни в чем не уступают престижным европейским маркам.

На языке цветов

Лучше всего «Букет Абхазии» гармонирует с легкими десертами

Визитной карточкой страны по праву является вино «Букет Абхазии». Местные старейшины уверяют: чтобы научиться понимать абхазский язык умом и душой, нужно проникнуться вкусом этого красного сладкого вина. На родине его называют черным, поскольку оно обладает завораживающим темно-гранатовым цветом. А еще вину присущ тонкий земляничный аромат и нежный вкус с фруктовыми нотками. Лучше всего «Букет Абхазии» гармонирует с легкими десертами.

Ваше Сиятельство

Делают «Лыхны» из темных сортов винограда «изабелла», который наделяет красное полусладкое вино бархатистым терпким вкусом

Другое легендарное вино Абхазии — «Лыхны», завоевавшее славу князя среди местных вин. Оно производится в одноименном древнем селении, откуда, по преданию, начало распространение христианство по всему Кавказу. Делают «Лыхны» из темных сортов винограда «изабелла», который наделяет красное полусладкое вино бархатистым терпким вкусом с легким приятным послевкусием. Он великолепно раскрывается в сочетании как с мясными блюдами, так и со свежими фруктами.

Душа в хрустале

Чудесным дополнением к «Апсны» станут фрукты, домашняя выпечка и шоколадные десерты

Одно из самых любимых вин Абхазии — «Апсны». Это название недаром переводится как «страна души», ведь в него вложено столько тепла, добра и любви к родной земле. Красное полусладкое вино делают из трех разных сортов винограда: «саперави», «мерло» и «каберне». Вот почему оно приобретает гармоничный букет и мягкий сбалансированный вкус с упоительными ягодными нотками. Чудесным дополнением к «Апсны» станут фрукты, домашняя выпечка и шоколадные десерты.

Рубиновая нежность

«Эшера» удачнее всего подчеркивает вкус красного мяса и горячих блюд из курицы

Без красного полусухого вина «Эшера» традиции Абхазии немыслимы. Эшера — одно из старейших селений, где на протяжении веков искусные виноделы создавали превосходные напитки. Для этого они использовали виноград «изабелла» в сочетании с другими благородными темными сортами. Благодаря чему и родилось вино с глубоким рубиновым цветом и изысканным ягодным букетом. «Эшера» удачнее всего подчеркивает вкус красного мяса и горячих блюд из курицы.

Букет молодости

Идеальной гастрономической парой для вина является красное мясо во всех проявлениях

Среди красных сухих вин Абхазии «Чегем» занимает особое место. И хотя его производство началось лишь в 2002 году, вино уже успело завоевать сердца многих гурманов. В его основе — особый купаж из отборных сортов красного винограда местного происхождения. Он дарит напитку пленительный сладковатый вкус с едва уловимой терпкостью и легкой горчинкой в послевкусии. Идеальной гастрономической парой для вина является красное мясо во всех проявлениях.

Кубок солнца

Чтобы ощутить всю его полноту, вино рекомендуется подавать с мясными блюдами

«Амра» — еще одна жемчужина коллекции вин Абхазии. Название «амра» переводится как «солнце» и является одним из семи воплощений древней богини плодородия Айтар. Божественное начало нашло отражение в многогранном вкусе красного полусухого вина. В нем преобладают яркие ягодные нотки, придающие напитку удивительную легкость, гармонию и долгое приятное послевкусие. Чтобы ощутить всю его полноту, вино рекомендуется подавать с мясными блюдами.

Гимн любви

«Радеда» органично дополняет мясо, особенно если оно приготовлено на гриле

Красное сухое вино «Радеда» часто льется водопадами на абхазских свадебных застольях. Ведь радеда — это торжественная песня, по старинному обычаю исполняемая в честь невесты, которая впервые входит в дом жениха. Вино глубокого пурпурно-рубинового цвета отличается изысканным ягодным ароматом, бархатистым вкусом с земляничными тонами и хрупкими пряными нюансами. «Радеда» органично дополняет мясо, особенно если оно приготовлено на гриле.

Дыхание природы

Превосходный букет лучше всего ощущается в дуэте с овощными салатами и фруктовыми десертами

Одно из лучших вин Абхазии — белое полусладкое «Псоу». Это название оно позаимствовало у живописной реки, протекающей вдоль границ Абхазии и России. Освежающий аромат и неповторимый вкус с нежными цветочными нотками дарит вину гармоничный купаж из винограда сортов «рислинг», «ркацители» и «цоликаури». Превосходный букет лучше всего ощущается в дуэте с овощными салатами и фруктовыми десертами. Впрочем, для аперитива «Псоу» тоже подойдет как нельзя лучше.

Напиток царей

Это безупречное дополнение к горячим и холодным закускам из морепродуктов

Ценители белых сухих вин непременно должны попробовать «Анакопию». Кстати, именно так именовали древнюю столицу Абхазского царства, где некогда правил почитаемый народом князь Леон. Как знать, быть может, и он наслаждался этим замечательным вином. Напиток светло-соломенного цвета обладает утонченным ароматом, богатым живым вкусом и долгим ласкающим послевкусием. Это безупречное дополнение к горячим и холодным закускам из морепродуктов.

Из глубины веков

Этот напиток органично сочетается с белым мясом и овощными закусками

Белое сухое вино «Диоскурия» тоже может похвастать богатым наследием. Такое же имя носила столица Абхазии Сухум, основанная более 2500 лет назад. Если верить свидетельствам, древнегреческие историки уверяли, что вина Диоскурии «были вкусны, подобно меду». Современное вино отличается восхитительным цветочным ароматом, травянистыми оттенками и долгоиграющим послевкусием. Этот напиток органично сочетается с белым мясом и овощными закусками.

Вина Абхазии — прекрасное дополнение к повседневному меню и праздничному застолью. Среди них есть напитки даже для самых искушенных гурманов. А главное, отыскать их в свободной продаже не составит больших трудов.

Просмотр материалов ...
Абхазский язык

Абхазский язык

Абхазский язык-один из древнейших языков мира.
Его оформление в самостоятельный началось в недрах праабхазо-адыгского языка, после распада которого абхазский развивается самостоятельно. В доисторическое время древнеабхазский язык дробился на множество диалектов, представлявших язык родственных племен. В первых веках новой эры устанавливается относительное единство древнеабхазского языка. Это единство обусловлено объединением в княжества, а затем в единое феодальное государство, что, безусловно, способствовало формированию древней абхазской народности, развитию надплеменного языка, устной народной поэзии, возникновению официально-деловой речи, используемой при решении межплеменных, межфеодальных, а затем государственных вопросов и в судопроизводстве. 

Древнеабхазский язык из языка родственных племен стал языком абхазской народности, которой была известна письменность. Об этом свидетельствуют древние исконные слова со значением писать, читать, зачеркивать, подписать, книга и др. Древность перечисленных слов подтверждается соответствиями в абазинском языке. Эти соответствия говорят о том, что приведенные слова существовали в древнеабхазском задолго до выделения из него аба-зинского языка. С формированием общего языка абхазской народности связано возникновение новых территориальных диалектов, обусловленных феодальным членением. В советское время дальнейшее развитие получает абхазский литературный язык, происходит формирование языка нации. За сравнительно короткий период абхазский литературный язык сделал значительный рывок в своем развитии, который коснулся всех его уровней. Так, его лексика обогатилась за счет диалектного пополнения словотворчества, основанного на соответствующих исконных ресурсах, интернациональных заимствований. Сегодня абхазский литературный язык располагает системой общественно-политических, экономических, языковедческих, литературоведческих, исторических, физико-математических и др. терминов. Абхазский литературный язык в состоянии выразить сложные процессы мышления, социальные, политические и экономические ситуации, и особенно богатую духовную жизнь абхазского народа. Сфера использования абхазского литературного языка значительно расширилась, что содействовало возникновению и развитию его стилей: официально-делового, научного, научно-популярного, публицистического, информационного и особенно языка художественной литературы. 

Абхазский язык - это государственный язык Абхазской республики. В становлении и развитии абхазского литературного языка огромна роль устно-поэтического творчества абхазского народа, а также абхазской творческой интеллигенции, особенно писателей, поэтов и драматургов - Д. И. Гулия, С. Я. Чанба, И. А. Когония, Б. В. Шинкуба, И. Г. Папаскир, А. Н.Гогуа, Н. З. Тарба и др
Просмотр материалов ...